Вторник, 21.11.2017, 18:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Работы учащихся [0]
Методическая копилка [12]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей истории МОУ гимназии №8
    Главная » Статьи » Методическая копилка

    БОРОДИНСКАЯ БИТВА

    Научно-теоретический и методический журнал

    «Преподавание истории и обществознания в школе» № 2, 2012 ( с. 35 - 38)

    В.Е. Камахина, МОУ СОШ «Земля родная», г. Новый Уренгой

     

     

    УРОК ПО ТЕМЕ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА»

    Цели урока:

    сформировать представление о ходе самого крупного в истории Отечественной войны 1812 г. сражения; показать результаты этого сражения и их влияние на дальнейший ход войны, а также героизм армии, проявленный в ходе сражения;

    воспитывать чувство гордости за свое Отечество;

    развивать умения и навыки работы с картой, документами, учить анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы и оценивать исторические события.

    Ключевые слова: 1812 г., Бородинская битва.

    Оборудование:

    карта «Отечественная война 1812 г.»;

    репродукции портретов: Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли;

    мультимедийный проектор, компьютер;

    видеозаписи (фрагменты фильма «Война и мир»).

    Понятия: флеши, резерв, народное ополчение, булат, картечь, кирасиры.

    Эпиграф к уроку:

    «А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет» (Г.Р. Державин. «На взятие Измаила»).

    Ход урока

       В начале урока учитель напоминает учащимся, что недалеко от Москвы находится Бородинское поле, на котором русская армия когда-то сразилась с французскими захватчиками.

       Сегодня об этом сражении свидетельствуют памятники и памятные места. Среди них:

    памятник М.И. Кутузову; знаменитый редут генерала Раевского (26 августа 1812 г. этот редут несколько раз переходил в руки неприятели и обратно); памятник кавалерийскому корпусу генерала К.К. Сиверса и др.

       На экран проецируются изображения памятников и памятных мест, связанных с Бородинским сражением.

       Отечественной войне 1812 г. посвящен известный роман русского писателя Л.Толстого «Война и мир», стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года». В Москве находятся уникальное произведение батальной живописи — панорама «Бородинская битва» (Ф.А. Рубо), музей «Кутузовская изба» в Филях. В Москве об Отечественной войне 1812 г. напоминают Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, некоторые названия московских улиц.

    Учитель проводит беседу по изученному материалу.

    Вопросы:

    1)         В каких известных вам сражениях русская армия прежде сталкивалась с французами?

    2)         Каковы были сильные и слабые стороны русской и французской армий?

    3)         Каков был характер войны со стороны французов и со стороны русских?

    4)         Кто командовал русскими войсками?

    5)         Чем объяснить тот факт, что Наполеон дошел до Москвы? Почему русские войска не дали генерального сражения французам на границе?

    6)         Почему было принято решение о создании народного ополчения?

    7)         Какие планы строили Кутузов и Наполеон, готовясь к генеральному сражению?

    Учащимся предлагается проблемно-познавательное задание, которое они должны выполнить в процессе изучения нового материала на уроке:

       Многие историки считают, что битва двух армий не выявила победителя. Наполеон же считал себя победителем. Однако историк В.В.Тарм сделал свой вывод:

    «Бородино оказалось, в конечном счете, великой моральной победой русского народа над всеевропейским диктатором».

    Проанализируйте ход сражения и попробуйте сделать собственные выводы.

    На экран проецируется текст — историческая справка:

       Наполеон задействовал в Бородинском сражении 130—135 тыс. чел., 587 орудий; Кутузов привел на Бородинское поле около 150—160 тыс. воинов, имел около 640 орудий.

    Вопросы:

    1)         Каково было соотношение сил к началу Бородинского сражения? (Учащиеся делают выводы на основании исторической справки.)

    2)         Проанализируйте   излюбленную тактику Наполеона (стремление действовать большими колоннами — «большие батальоны всегда правы»), использование которой в европейских боях приво­дило к победам французской армии.

    3) Почему для сражения было выбра­но именно Бородинское поле?

    Учитель поясняет, что Бородинское поле было удобно своими естественны­ми рубежами (холмы, перелески, речка Колоча). Затем излагает ситуацию, кото­рая сложилась в ходе сражения.

       Начальная позиция, выбранная Кутузо­вым, выглядела как прямая линия: от Шевардинского редута (левый фланг) через большую батарею на Красном холме (названную позд­нее батареей Раевского), село Бородино (в центре), к деревне Маслово (правый фланг). Фланги русской позиции были неравнознач­ны. Правый фланг образовывала 1-я армия генерала от инфантерии Барклая-де-Толли (76 тыс. чел., 480 орудий), фронт его позиции прикрывала река Колоча. Левый фланг обра­зовывала меньшая по численности 2-я ар­мия генерала от инфантерии Багратиона (34 тыс. чел., 156 орудий). Кроме того, левый фланг не имел таких сильных естественных препятствий перед фронтом, как правый. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга стала еще более уязвимой и опиралась только на три недостроенных флеши.

       Наполеон решил нанести по левому флан­гу главный удар. На этом направлении — на участке от батареи Раевского до Багратионовых флешей (протяженность 2,5 км) — была сосредоточена основная масса французских войск. Шевардинский редут защищал отряд генерал-лейтенанта Горчакова (11 тыс. войск и 46 орудий), Неприятель, охватывая Шевар­динский редут с севера и юга, пытался окру­жить войска генерал-лейтенанта Горчакова.

       Если бы не героизм защитников Шевардинского редута, результаты сражения для русских были бы намного трагичнее.

       Удар по левому флангу, т.е. Багратионовским флешам, был нанесен 26 августа 1812 г. рано утром и в результате многочасовых атак французов привел к страшным потерям.

    На экране появляется вторая истори­ческая справка:

       На Багратионовы флеши император на­правил 400 орудий, т.е. больше двух третей всей своей артиллерии (Е.В. Тарм).

       Багратион получил тяжелое ранение, был унесен с позиций, но это его не спасло, так как ранение оказалось смертельным.

    Затем один из учащихся делает за­ранее подготовленное сообщение о П.И. Багратионе.

       Багратион Петр Иванович (1765— 12.09.1812) — князь, генерал от инфантерии (пехоты), герой Отечественной войны 1812 г., ученик и сподвижник А.В. Суворова и М.И. Кутузова. Родился в г. Кизляре в семье выехавшего в Россию (еще до присоединения Грузии к России) потомка грузинского цар­ского дома Багратионов.

       На военной службе с 1782 г. Участвовал в русско-турецкой войне (1757—1791) и Поль­ской кампании (1793—1794). В 1799 г. вместе с А.В.Суворовым вел русские войска через Альпы, командовал передовыми отрядами и отличился во всех крупных сражениях: на реках Адда и Треббия, при Нови, у перевала Сен-Готард, у Чертова моста. Активный участник войны против Наполеона в 1805-1807 гг.

       В начале Отечественной войны 1812 г. 2-я Западная армия, которой он командовал, оказалась отрезанной от основной, 1 -й армии наступавшими французскими корпусами. Багратиону пришлось с арьергардными боя­ми отступать к Бобруйску и Могилеву, где он после боя под Салтановкой перешел Днепр и 3 августа соединился с 1-й Западной армией Барклая-де-Толли под Смоленском.

       Багратион выступал сторонником при­влечения к борьбе с французами широких слоев народа, был одним из инициаторов партизанского движения.

       При Бородино армия Багратиона, состав­ляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона, но Багратион был ранен осколком ядра в но­гу. Рана оказалась смертельной. Он скончал­ся в селе Симы Владимирской губернии, где и был похоронен. В 1839 г. его прах перенесли на Бородинское поле. В 1930-е гг. могила Багратиона была взорвана. Восстановлена в 1987 г.

    На экране проецируется свидетель­ство участника сражения о массовых жертвах как со стороны русских солдат, так и со стороны французских воинов.

       «На левом фланге происходила жесточай­шая битва, русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг платили несметной потерей людей. Нельзя не удив­ляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удер­живая стремление превосходящих сил про­тивника» (И. Т. Радожицкий, участник сраже­ния, русский воин).

    Учитель отмечает, что в атаке на левый фланг русских войск принимали участие лучшие силы Наполеона, его прослав­ленные маршалы: Даву, Ней (был конту­жен в сражении), генерал Жюно, кавале­рия Мюрата.

    Рассказывает о ситуации в центре расположения русских войск — там, где находилась батарея генерала Раевского.

       Батарея Раевского была построена на хол­ме, с которого хорошо просматривалась рус­ская позиция: на север — до Новой Смолен­ской дороги, а на юг — до Багратионовых флешей. Захват ее имел большое значение для французов, так как в случае удержания ее русскими прорвавшие Багратионовы флеши французские войска при своем продвижении были бы поставлены под фланговый удар со стороны батареи. За эту особенность батарею Раевского называли «ключом Бородинской позиции», с захватом которого значительно осложнялась оборона всей этой позиции.

    Французы трижды атаковали батарею. Бои за батарею Раевского носили такой же упорный и ожесточенный характер, как и за Багратионовы флеши.

    Учащийся зачитывает заранее подго­товленное сообщение о боях за батарею Раевского.

       Еще в начале Бородинского сражения французы прозвали Курганную высоту «реду­том смерти». Дважды атаковав ее, они понесли большие потери и не добились никакого про­движения вперед. Генерал Монбрен, командир кавалерийского корпуса, был убит при штур­ме. Батарея Раевского, по выражению одного из французов — участника Бородинского сра­жения, продолжала обстреливать центр напо­леоновской армии «адским огнем».

       Тогда Наполеон вызвал к себе своего лю­бимца — генерала Коленкура, отдал под его командование корпус Манбрена и приказал во что бы то ни стало овладеть Курганной высо­той. «Я буду там живым или мертвым», — по­клялся Коленкур.

       Видя совершенное изнеможение корпуса Раевского, Кутузов отвел его войска во вто­рую линию. Для обороны батареи была на­правлена 24-я пехотная дивизия П.Г. Лихаче­ва. Неприятель сосредоточил против нее огромные силы. По фронту Курганную высоту атаковали неисчислимые массы французской пехоты под командованием Богарне и мар­шала Нея. Корпус Коленкура незаметно обо­шел батарею Раевского с фланга и молние­носно атаковал. Защитники батареи герои­чески дрались: русские артиллеристы погиба­ли у орудий, но не смогли отразить этот не­ожиданный удар. 24-я пехотная дивизия ге­нерала Лихачева была почти полностью уничтожена. Коленкур сдержал свое слово. Он взял Курганскую высоту и погиб на ней. В этой атаке полегло столько кирасир (кава­леристов с тяжелым вооружением), что «ре­дут смерти» стали называть еще и «могилой французской».

    На экран проецируется текст-цитата:

    «Русские гибли, но не сдавались; на про­странстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мерт­выми или ранеными» (Е.Лабом, участник сражения, французский воин).

    Учитель сообщает, что только около 16 часов дня русские оставили свои по­зиции.

       Огромную поддержку им оказала конница атамана Платова, совершившая в тылу Напо­леона большинство диверсий, и генерала Уварова. Наполеон побоялся бросить в бой свой последний резерв — старую гвардию.

    Ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» (парал­лельно на экране можно демонстриро­вать кадры из художественного фильма С. Бондарчука «Война и мир»).

     

    Звучал булат, картечь визжала,

    Рука бойцов колоть устала,

    И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

    Изведал враг в тот день немало,

    Что значит русский бой удалый,

    Наш рукопашный бой!

    Земля тряслась — как наши груди;

    Смешались в кучу кони, люди,

    И залпы тысячи орудий,

    Слились в протяжный вой.

    Учитель приводит вывод Л.Н.Тол­стого, сформулированный им в романе «Воина и мир» после описания мрач­ных предчувствий Наполеона о том, что «нравственная сила» французской армии истощена:

    «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, а победа нравственная та, которая убеждает в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».

    На экран проецируется текст — третья историческая справка:

       По данным академика Е.В. Тарле, русские потеряли в Бородинском сражении около 58 тыс. чел., а французы — более 50 тыс. Исследователь А. Воллоттон считает: «Историки приводят различное число потерь: от 20 тыс. у «Великой армии», от 30 до 50 тыс. у русских. Лишь одна цифра верна — у Наполеона было убито или ранено 47 генералов и 37 полковников.

    Учитель сообщает, что Бородинское сражение, начавшись около 5 ч 30 мин утра 26 августа, закончилось к вечеру. Через 5 дней Кутузов принял решение на военном совете в Филях об оставлении Москвы. Это решение было крайне важным для того, чтобы сохранить армию. Наполеон занял Москву, но уже через месяц оставил город, приняв решение об отступлении и поиске путей для мирных переговоров с Россией.

    Завершают урок ответы учащихся — результаты выполнения поставленного в его начале проблемного задания.

    Учитель приводит слова участника Бородинского сражения Н.Н.Муравьева:

    «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света».

    Литература

    Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История России. XIX век. М. (любой год издания).

    Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен и до наших дней. М., 1986.

    Ушаков А.В. Справочник школьника по отечественной истории XIX-XX веков. М., 1997.

    Энциклопедия для детей «История России». Т. 5. М., 1997.

    История России XV11I-X1X вв.: Школьная энциклопедия. М: Олма-Пресс Образование, 2003.

     

     

     

    Категория: Методическая копилка | Добавил: Helga (03.05.2012)
    Просмотров: 3397 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Конструктор сайтов - uCoz© МОУ гимназия №8 им. Л.М. Марасиновой Рыбинск 2017