ИГРА ПО ИСТОРИИ
ДРЕВНЕГО МИРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»
Е.Б. Феклистова,
Корниловская средняя школа, Архангельская область
Научно-теоретический и
методический журнал
«Преподавание истории в
школе» № 3, 2012 ( с. 54 - 56)
Ключевые слова: Древний Восток, разминка, I тур, II тур, III тур.
Игра проводится в 5 классе.
Тема: Древний Восток. Страны и народы.
Цель: в увлекательной для участников форме повторить материал по
истории Древнего Востока; углубить и расширить знания по истории Древнего
Египта и Передней Азии; конкретизировать и закрепить основные понятия по теме,
имена и даты.
Оборудование: магнитная доска,
карточки, изображение египетской пирамиды, дипломы, призы.
Условия игры: у каждого участника на столе карточки с номерами 1—6.
Ответы учащихся-игроков оценивает жюри, за каждый правильный ответ игрок
получает звезду. В каждом туре из игры выходит один игрок — тот, кто соберет
наименьшее количество звезд.
Разминка
Учащиеся, набравшие при ответах
на вопросы наибольшее количество баллов, становятся участниками игры, а
остальные — зрителями.
Вопросы:
1. Каких священных животных почитали древние египтяне? {Бык,
кошка, крокодил.)
2. Как называлось в Древнем Египте водоподъемное
приспособление? (Шадуф.)
3. На
каком языке написаны книги Ветхого Завета? (На древнееврейском.)
4. В каком древнем государстве поклонялись богу Эа? (В
Вавилонии.)
5. В каком древнем государстве был построен царский дворец
Ашшурбанапала? {В Ассирии.)
6. Какое племя в древности расселилось в области, примыкавшей к
Персидскому заливу? (Персы.)
7. В какой стране впервые начали чеканить золотую монету? (В
Лидии.)
8. Где располагались города Библ, Тир, Силон? (В Финикии.)
9. С каким царством связано имя Соломона? (С Израильским
царством.)
10. Какой народ впервые создал алфавит? (Финикияне.)
11. Как называется вера в существование сверхъестественных сил? (Религия.)
12. Из какого материала первобытные люди изготавливали себе
одежду? (Из звериных шкур.)
13. Каким транспортным средством, как считали египтяне,
пользовался бог Амон? {Лодка.)
14. Чем был известен дворец царя Ашшурбанапала? (Библиотекой.)
15. Почему египтяне делили весь год на три времени: «половодье»,
«всходы» и «сухость»? (Жизнь египтян была связана с ежегодными разливами
Нила.)
16. Из чего финикийцы
получали стекло? (Сода и белый песок.)
17. Археологи
обнаружили, что у некоторых
фараонов Египта было по нескольку гробниц:
одна настоящая, остальные ложные.
Как вы думаете, почему? (Строители гробниц опасались грабителей ~
охотников за сокровищами.)
18. Как в древние времена становились рабами? {Попадая в плен;
за долги.)
19. Как звали основных богов Древнего Египта? (Амон, Осирис,
Гор.)
20. Какие звуки не передавались на письме финикиянами? (Гласные.)
I тур. «Один из шести»
На доске прикреплены шесть карточек
с названиями:
Египет, Палестина, Двуречье,
Ассирия, Финикия, Персия.
Учащиеся должны выбрать карточки
с теми названиями, которые связаны с тем или иным из приведенных ниже утверждений.
Утверждения:
1. Я утверждаю, что все эти
страны находятся в Передней Азии.
(Все карточки, кроме картонки
с названием «Египет»)
2. В этой стране основным строительным материалом была
глина.
(Двуречье.)
3. В этой стране находилась крупнейшая в Передней Азии
библиотека.
(Ассирия.)
4. Здесь изобрели стекло и пурпурную краску.
(Финикия.)
5. В этой стране жили евреи, сложившие библейские предания о
герое Самсоне и красавице Далиле.
(Палестина.)
II тур. «Знаменитые люди»
На доске написаны имена:
Тутмос III, Шампольон, Дарий I, Хамму-рапи, Давид.
Учащиеся должны определить, какое
из имен связано с тем или иным высказыванием, событием из перечисленных ниже.
1. Чьи это слова?
«Работать на хозяина должник должен
три года, а потом его следует отпустить на свободу».
(Хаммурапи.)
2. Один из самых известных фараонов-завоевателей в истории
Древнего
Египта, правивший в 1490—1436 гг. до н.э.
(Тутмос III)
3. Французский ученый, дешифровавший египетские иероглифы.
(Шампольон)
4. Кого описывали такими словами? «Он был совсем юн и не
казался силачом, одет был как простой пастух, а в руках держат лишь посох и
пращу». (Давид.)
5. Кто говорил о себе именно так? «Я — царь великий, царь
царей, царь многоплеменных стран, царь этой земли великой».
(Дарий I.)
III тур. «Составь пару»
Задание: на доске в
разбивку написаны слова и их объяснения. Учащиеся должны составить соответствующие
пары.
1.Мумия, статуя, сфинкс,
саркофаг.
Высохшее тело, статуя льва с
головой человека, гроб в Древнем Египте, скульптурное изображение человеческой
фигуры.
2.
Иероглифы, клинопись, алфавит,
папирус.
Древнеегипетское рисуночное
письмо, материал для письма в Древнем Египте, система письма в Финикии, форма
письменности, основанная на стандартном наборе букв.
3.
Законы, заповеди, налоги, обряды.
Правила, обязательные для
исполнения; плата в казну государства; правила, по которым должны жить
верующие люди; традиционные действия, связанные с важными моментами в жизни
человека.
IV тур.
«Четвертое лишнее»
На доске написаны ряды из четырех
слов. В каждом ряду надо найти лишнее слово и поднять карточку с его номером
(лишние слова выделены курсивом).
1. Пергамен. 2. Бумага. 3. Папирус. 4. Тростник.
1. Брахман. 2. Шудры. 3. Фараон. 4. Неприкасаемые.
1. Нил. 2. Тигр. 3. Ганг. 4. Вавилон.
1. Соломон. 2. Шамаш. 3. Анубис. 4. Иштар.
1. Ной. 2. Далила. 3. Хаммурапи. 4. Адам.
Финальный конкурс
В нем участвуют два ученика,
набравшие наибольшее количество баллов.
Задание: составить как
можно больше слов из букв слова ПИРАМИДА.
В завершение урока подводятся его
итоги и победителям вручаются призы.
|