«Россия – родина моя»
(Информационный час для 1 – 4 классов)
Цель: воспитать
патриотический дух школьника, привить чувство гордости за страну, в которой
живешь, ознакомить с государственными символами России.
Ход
информационного часа:
День России – самый «молодой» из государственных
праздников в стране – отмечается с 1994 года (ранее он назывался «День
независимости России»).
12 июля стал
государственным праздником. Этот праздник многие называют новообретенным,
забывая о многовековом историческом пути России к утверждению своей
державности. Независимость России
– это итог великих подвигов тех, кто, не щадя своей жизни, отстаивал
неприкосновенность границ страны.
Память народная хранит такие имена, которые
отдали все силы служению Родине, как:
Александр Невский - великий князь
владимирский, нанесший шведским войскам сокрушительное поражение в Невской
битве в 1240 году (на реке Нева), за что прозван «Невским». Изгнал немцев из
Пскова, разгромил немецких рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году (сражение на
льду Чудского озера).
Дмитрий Донской - великий князь
московский и владимирский. При нем был построен белокаменный кремль в Москве в
1367 году. Русское войско во главе с Дмитрием Донским разгромило монголо – татарское
войско в 1380 году на Куликовом поле (между реками Дон и Непрядва). В
Куликовской битве Дмитрий Донской проявил полководческий талант, за что и был
прозван Донским).
Александр Васильевич Суворов – великий полководец.
Командовал отрядами в русско – турецких войнах. Командовал войсками при
подавлении Польского восстания в 1794 году. Разгромил французские войска. Не
проиграл ни одного сражения. Сыграл большую роль в развитии русского военного искусства.
Михаил Илларионович Кутузов – российский полководец.
Командовал русско – австрийской армией, вывел её из-под угрозы окружения. В
Отечественной войне 1812 года главнокомандующий русскими армиями, изгнавшими
армию Наполеона из России.
Георгий Константинович Жуков – маршал Советского
Союза. В 1939 году командовал советскими войсками в боях с японскими войсками
на реке Халхин – Гол. В Великую Отечественную войну (1941 – 1945 г.г.) проявил себя как
талантливый полководец, сыгравший решающую роль в разгроме немецко – фашистских
войск в Ленинградской и Московской битвах, Сталинградской и Курской битвах, при
прорыве блокады Ленинграда.
«…Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Ребята, а как вы
понимаете слово «родина»? (Обсуждение с детьми).
Послушайте,
пожалуйста, что такое Родина для Константина Дмитриевича Ушинского (великого
русского педагога).
« Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством
мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков наши отцы и деды. Родиной
мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и
все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом,
вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и
бережет от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших
государств и земель, но одна у человека родная мать – одна и Родина»
Россия – самая
большая в мире страна.
Как велика моя земля,
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга;
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже встречает солнце.
Наша Родина – самая
богатая природными ресурсами страна.
Цепью вздымалась, уходя за тучи
Снежные шапки и горные кручи.
В их глубине изумруд и топаз –
Это у нас! Это у нас!
В чаще кедровой
В трущобах таежных
Много лисиц и куниц осторожных;
Прыгают серны, пасутся олени,
Лоси подходят к воротам селений.
Степи, озеро, леса и поля –
Все это наша родная земля!
Нашу страну
населяют люди самых разных национальностей и народностей. В России проживают
представители более 150 национальностей. Это татары и украинцы, башкиры и
чуваши, армяне и осетины, буряты и якуты, но основная часть – это русские.
А теперь мне
хотелось бы узнать, насколько хорошо вы знаете свою страну – Россию, и я
предлагаю ответить на вопросы викторины, которую я вам приготовила. Я прошу вас
быть внимательными, поднимать руку тогда, когда вы услышите вопрос.
Вопросы
викторины «Россия – родина моя»
1.
Какой
город является столицей нашей Родины?
(Столица России – город Москва. Это самый большой город в
стране и один из самых красивейших в мире)
2.
А
кто возглавляет нашу страну?
(Главой нашего государства является президент)
3.
Как
зовут президента России?
( Дмитрий Анатольевич Медведев)
4.
Где
же заседает наше российское правительство? Какое здание стоит на Красной
Площади в Москве?
( Московский кремль).
Рубинами звезды кремлевские светят,
В серебряных елях проносится ветер,
Играют куранты и голос Кремля
Давно уже знает планета Земля.
5.
Как
называется денежная единица России?
(Денежная единица России называется рубль)
6.
Какой
язык считается в России государственным языком?
(Русский язык – государственный язык России)
Каждый человек,
живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой
народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее
символы.
Символы – это
условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень
важное значение. Символы вызывают у нас определенные представления. Так говоря
о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США (Соединенные
Штаты Америки) мы видим статую Свободы или небоскребы.
Символы Родины, а что это такое для нас?
Бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов – это
символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата в
Москве или в другом городе – это тоже символы России, Российской федерации.
Россия объединяет в своем составе республики, края, области.
Есть символы,
которые представляют и страну, и ее историю, и народы населяющие. В нашей
стране это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Все страны мира имеют свои государственные символы. Отличаются они друг от
друга и своим видом, и своим значением. К государственным символам всех стран
надо относиться с уважением, чтить их.
А теперь
познакомимся с Государственными символами современной России, узнаем, что они
обозначают.
Государственный
Герб России
Понятие герб
происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком
отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц
и родов. Государственный Герб Российской Федерации был принят в декабре 2000
года.
Он представляет
собой изображение двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом. Три
короны (две малые и одна большая), короны рассматриваются как символы союза
республик, краев, областей из которых состоит Российская Федерация. В лапах
орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар). Они означают сильную
власть, защиту государства и его единство. А на груди на красном щите -
всадник, поражающий копьем дракона. Это олицетворение победы добра над злом,
готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.
Государственный
Флаг России
Это один из важнейших символов нашей Родины. Флаг гордо развивается
и днём и ночью над Большим Кремлевским дворцом. Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года. Стало
доброй традицией торжественно отмечать 21 августа День Государственного флага
Российской Федерации.
Флаг представляет собой прямоугольное
полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос:
верхняя – белого цвета, (означающего
благородство, совершенство),
средняя – синего (это небо, верность),
нижняя – красного (означает отвагу, мужество и
героизм).
Государственный
Гимн России
Гимн – это
торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Каждое
государство имеет свой гимн.
Гимн – это песня,
посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг.
Гимн прославляет могущество и величие нашей страны. Музыку к
гимну написал Александр Васильевич Александров, а слова для гимна написал
Сергей Владимирович Михалков. Современный гимн объединяет всех людей нашей
страны. Всех тех, кто хочет ее процветания. Тех, кто хочет любить свою Родину и
гордиться ею.
(Прочитать текст гимна).
Государственные
символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю
и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым,
настоящим и будущим своей страны.
Наша страна стала
первым в мире государством, отправившим в космос человека. Этим человеком стал
Юрий Алексеевич Гагарин. Наша страна создала лучшую в мире науку, культуру и
искусство.
Наша страна имеет
многовековую историю. По – разному называлась Россия; Киевская Русь, Московское
государство, Российская империя, Российская Советская Федеративная
социалистическая республика (РСФСР), Советский Союз. Но во все времена, как бы
ни называлась наша Родина, она могла гордиться своими славными сынами –
воинами, государственными деятелями, рабочими, крестьянами, писателями,
художниками, музыкантами. На плечи российского народа легли самые тяжелые
испытания, и им одержаны самые великие победы нашей Родины.
Если в годину жестокой войны
Каждый встает на защиту страны,
Если врагов побеждает она, -
Это, конечно, наша страна!
Если отважные люди – герои
В смелом полете полмира покроют,
Год проплывут на дрейфующей льдине,
Выстроят город в безводной пустыне,
Сыщут погибшее судно на дне, -
Это, конечно, в нашей стране!
Наш информационный час
подошел к концу. Ребята, любите свою Родину, берегите ее, ведь именно от
вас зависит будущее нашей страны, будущее России!
(Можно познакомить ребят с книгами, «История России для
детей», «Энциклопедия России», серия книг «Из российской истории» и др.)
Использованная
литература:
1.
Алексеев
Ю. А. и др. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. - М.: «Триада
– фарм», 2002. – 64 с.: 58 илл.
2.
Внеклассные
мероприятия: 1 класс / Авт. – сост. О.Е. Жиренко и др. – 3-е изд. перераб. и
доп. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с. – (Мозаика детского отдыха).
3.
Дереклеева
Н. И. Информационные часы в школе; 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с. –
(Педагогика. Психология. Управление.)
4.
Новый
энциклопедический словарь школьника/В 2-х томах. – Сост. А. П. Горкин – М.: Большая
Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.
|