Мы дети блокады.
Мы живы и рады,
Что бог не оставил в беде.
В кружок соберемся,
Теснее прижмемся -
Блокада в тебе и во
мне.
Мы тяжко страдали,
Пощады не знали -
Блокадой испытывал
враг.
Горбушки нам снились,
В нас чувства
теплились,
А душу окучивал враг.
Голодная смерть нас уже накрывала
Холодным и черным
крылом.
Но чудом спаслись мы
Из страшного ада
И память об этом
несем.
Цель:
- Познакомить
учащихся младших классов с художественной летописью Великой Отечественной
войны.
- Способствовать
воспитанию уважения к подвигам своего народа.
Ведущий (библиотекарь):
В этом году наша страна отмечает
60-ти (62)летие победы в Великой
Отечественной войне. Война обрушилась на нашу страну внезапно, в теплую летнюю
ночь, 22 июня 1941 года в школах заканчивались выпускные вечера. Расставаясь до
следующего дня, вчерашние девчонки и мальчишки еще не знали о беде. Они
объяснялись друг другу в любви, желали счастья, мечтали об интересной,
самостоятельной жизни. Война перечеркнула сразу все. (Фонограмма песни
Б.Окуджавы «До свидании, мальчики!»
Война
обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбами, голодом, холодом,
разлуками.
О том, как
вели себя дети в тяжелейших ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу
– мы попробуем сегодня рассказать.
Видеофильм «Блокада» часть 1.
Ведущий: Директор карантинного
детского дома Раиса Львовна Верник писала:
«Дети попадали к нам истощенные,
слабые. Некоторых приносили на носилках. Их надо было подкрепить. Дети получали
мандаринные и лимонные соки, шоколад и гранаты, яблоки и сухофрукты. Но дети
нуждались в восстановлении не только физического здоровья, но и духовная.
Страшные тени пожарищ и бомбежек еще долго преследовали их. Они были молчаливы
и замкнуты. Здесь даже самые лучшие лекарства не помогали. Только заботой и
лаской можно было растопить их сердца.
Видеофильм «Блокада» (зима – елка) часть 2.
«Много хлопот, доставляла детская
обувь…Ребятишки иногда по нескольку дней, а то и недель не
разувались. Одни чтоб
ботинки, сапожки не
пропали, другие по неумению, и теперь обнаруживались
признаки обморожения или, того хуже, гангрены.»
Майор
привез мальчишку на лафете,
Погибла мать, сын не
простился с ней.
За десять лет на том и
этом свете
Ему зачтутся эти
десять дней.
Его везли из крепости,
из Бреста.
Был исцарапан пулями
лафет.
Отцу казалось, что
надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и
разбита пушка
Привязанный к щиту,
чтоб не упал,
Прижав к груди
заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на
лафете спал.
За все чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас, к бою
воинский закон
Теперь мой дом не там,
где прежде жили,
А там, где отнят у
мальчишки он.
(К.Симонов)
Ведущий: Дети- старички, безулыбчивые, молчаливые,
вялые, все понимающие и ничего понимающие. Немцы, война, фашисты где то там, за
городом, да и сама блокада оставалась шести-восьми-десяти летних детей понятием
отвлеченным. Конкретным были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно,
почему, все это обрушилось на людей?
Куда исчезла еда, куда исчезли близкие.
Мы говорили о малышах, а те, кто был
старше быстро, взрослели. У малышей же детство прекращалось. Не просто было
этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.
В блокадных днях мы
так и не узнали:
Меж юностью и
детством, где черта?
Нам в сорок третьем
выдали медали
И только в сорок пятом
паспорта
И
в этом нет беды.
Но взрослым людям, уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
что мы не будем
Ни старше, ни
взрослее, чем тогда.
(Ю. Воронов)
Ведущий: Из дневника мальчика Юры Рябинкина:
«Эх, как хочется
спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров ему
захочется чего-нибудь еще… Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с
колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе»
Видеофильм «Блокада» часть 3
Ведущий (обращаясь к плакату): Такие объявления висели во
всех булочных Ленинграда:
Норма выдачи хлеба
на декабрь 1941 года
|
Рабочим
|
Служащим
|
Иждивенцам
|
Детям
|
250 гр.
|
125 гр.
|
125 гр.
|
125 гр.
|
Роковые 125 гр. Пепельно-чёрный кусок (спичечный коробок).
Суточное, а иногда единственное пропитание.
Дневник Миши Тихомирова:
«Вообще мы все страшно похудели, в ногах и теле слабость,
которая особенно чувствуется после пилки дров (даже очень не продолжительной),
ходьбы и т.д. Тело всё время зябнет, пустяковые царапины, и ожоги не заживают
очень продолжительное время».
«В его жизни произошло большое горе. Просидев у трупа
матери, убитой осколком бомбы, две ночи, он с маленькой сестрёнкой Раей ушёл,
куда глаза глядят. Раю нёс на руках, устал, измучился...Потом потерял её,
скитался с пленными, которых угоняли немцы. Попав в детский дом, нашёл сестрёнку.
Толя очень впечатлительный, глубоко всё переживает».
Владимир Лифшиц:
«Баллада о чёрством
куске» (с.170-172)
По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала – на дьявольской смеси- трехтонка.
Леденистый брезент прикрывал ее кузов –
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки.
Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу,
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
Казалось ему, что водителя нету,
Что забрел грузовик на другую планету.
Вдруг навстречу лучам – синим – синим, трепетным фарам –
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука,- плавно, медленно, сыто...
- Стоп! – сказал лейтенант.- Погодите, водитель,
Я, сказал лейтенант,- местный все–таки житель.-
И шофер осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.
И вбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошел. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки... Бледные губки...
Старичок семилетний
в потрепанной шубке...
Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана! ...
И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-
И шагнул он туда, где дымилась буржуйка.
Там, поверх одеяла, распухшие руки.
Там жену он увидел после долгой разлуки,
Там боясь разрыдаться, взял за бедные плечи.
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца, - настоящий мужчина.
И когда замигал догоравший огарок,
Маме в руки вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трехтонку,
- Приезжай! – закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...
Грузовик отмахал уже многие версты.
Освещали ракеты неба черного купол.
Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый –
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила,
Потому что была настоящей женою,
Потому что ждала, потому что любила.
Грузовик по мостам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что он был настоящим.
1942 г.
Видеофильм
«Блокада» (зима, начало)
Ведущий:
Маленькая Таня Савичева во время блокады вела дневник своей семьи. Всего лишь
маленькая адресная книжка о родных и друзьях сделанная под соответствующими
буквами алфавита. Запечатленное разрывающее душу свидетельство.
(Зачитать
дневник Тани Савичевой)
И хотя ее удалось эвакуировать по дороге
жизни – спасти, ее не удалось (от фатального последствия голода)
Еще по ветру сажа пролетела
И тлела неостывшая зола.
Лежали груды неостывшего металла
У черного, саженого села.
Как будто хаты снесены потоком,
Как будто горный здесь прошел обвал.
В молчании зловещем и глубоком,
Стервятник на снегу лежал.
И только дети, горя не прощая,
Как серны, осторожны и дики,
Стояли рядом, детство забывая,
Озябшие сжимая кулачки.
1942 г. Ираклии Абонидзе «Дети»
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Вдруг сразу, словно ветер свежий
Пройдет по детскому лицу
И оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу.
Защиты ищет у него:
- Убей их всех до одного!
1942 г. Агния Барто
Видеофильм
«Блокада» (как учились в школе)
Ведущий:
Как учились и как учили в школе, если на всех был один букварь, один учебник,
один задачник арифметики и один учебник грамматики?
Без
бумаги, мела, чернил, карандашей? А так и учили, с выдумкой и риском. Во –
первых, партизаны возвращались с задания не с пустыми руками: кто обои несет,
кто газеты, карандаши. Даже школьный звонок добыли. Да и сами ребята проникали
за немецкие посты и собирали кое – что полезное для школы. А во – вторых, действовала
изобретательская мысль. Ребята обнаружили залежи мела – теперь было чем писать
на доске. Старшие вырезали для малышей из дерева шесть десятков комплектов букв
азбуки и один – для учительницы, побольше из веточек и чурочек сделали большие
стоячие счеты. Писали на бересте.
Видеофильм «Блокада» (эвакуация)
Опять война, опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая, правда – не правда!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, что бы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила нам нужна...
Ю. Воронов.
Используемая литература:
- Дети
военной поры/ Сост. Э. Максимова.- 2- е издание., доп.- М.: Политиздат,
1988-320 с.
- Алесь
Адамович, Даниил Гранин.Блокадная книга. М.: Независимое издательство
«Пик», 2003-512с., ил.
- Священная
война. Стихи о ВО войне, М.: Художественная литература, 1966.
Данный
урок имеет сильное эмоциональное воздействие на всех его участников. Стихи
читают дети, но все должно быть хорошо выучено и прорепетировано.
|